Заявка на консультацию

Заявка на звонок

Оформить заявку

image-bg

Банки:поэтапное развитие и проблематика внедрения платежных терминалов самообслуживания

Опубликовано:

29.3.2018

Развитие сети устройств банковского самообслуживания в РФ длилось много лет, начиная с конца 90-х. Условно этот период можно разделить на несколько основных этапов, которые поместились как раз в моменты между кризисами на российском банковском рынке.

Этапы развития и внедрения

Период, который был до 1998 года, условно можно назвать романтическим. Банковские терминалы тогда были дорогими и требовали к себе внимания: в каждом уважающем себя банке содержался штат инженеров и специалистов по установке OS/2 на банкоматы, на которой большинство из них и работала.В то время использование таких систем было дорогим и непрозрачным, но внедрение продолжилось.

После 98 года и вплоть до 2004 банкоматы подешевели в 2 раза. К основному вендоруDiebold, на Российский рынок вышли еще два других вендора: NCR и WincorNixdorf. Появляется система аутсорсинга, и установленные в российских банках платежные системы теперь обслуживают иностранные инженеры из тех самых западных компаний. В итоге, использование банковских терминалов до сих пор происходит в непрозрачной и бессистемной политике, а также дорого обходится.

Период взлета

После этого был следующий этап, который стал настоящим взлетом в системе использования систем самообслуживания. Банки стали закупать банкоматы тысячами, расширился ассортимент, появился огромный выбор. Кроме того, появились cash-in устройства, используя которые теперь можно было погашать кредиты, пополнять банковские карты, зачисляя наличные в онлайн-режиме.

Сервис полностью работает на аутсорсинге, обслуживающие компании заняты беспрерывным наймом персонала, так как быстрое развитие рынка и, соответственно, постоянно увеличивающееся число банкоматов требует регулярного обслуживания, потому активно развиваются партнерские сети.

Основной проблемой на данном этапе становится проблема роста, которая касается всех сторон рынка. Из-за этого начинает страдать качество самих платежных систем, из-за чего падает их цена. В результате, банкоматы можно приобрести всего за 9 000 долларов. Управляющие системы создаются на ходу, но вот о прозрачности работы говорить еще не приходится.

Этап застоя

Период стагнации продлился с 2009 по 2014 г. Большие банки все еще занимались закупкой банкоматовcash-out , но на рынке помимо прежних производителей появились конкурентные системы китайского, корейского и японского производства, такие как Nautilus Hyosung, GRG, OKI и т.д. Терминалы самообслуживания российских производителей Sfour, Сага Технологии, СМТ, Уникум в частности, иcash-in устройства прочих производителей терминалов прочно заняли собственную нишу, ведь пользователи уже свободно самостоятельно могли пополнять счета при помощи банкоматов и терминалов самообслуживания.

ИНТЕРЕСНО! На сегодняшний день в российских банкоматах с устройствами cash-in соотношение выдачи/внесения наличных равняется 70/30.

На этом фоне работа аутсорсных компаний резко меняется, так как их услуги по сути уже не нужны, и они просто работают в ноль. Структура рынка в системе банковского самообслуживания, тем не менее, продолжает меняться. Но четкого понимания,как именно все будет развиваться далее, все еще нет. Тем не менее, рынок дешевеет, работает в меру системно, но все еще непрозрачно.

Текущий этап и прогнозы

На текущий момент, начиная с 2015 года, количество банкоматов, а также платежных терминалов, ощутимо уменьшается. На складах сервисных компаний – переполнение устройствами, бывшими в употреблении, которые теперь используются в качестве источника запчастей для ремонта. А это, в конечном счете, приводит к значительному уменьшению и даже обвалу цен на сервисном рынке.

Внутри банковских подразделений продолжаются споры о целесообразности установки систем самообслуживания. И с точки зрения бизнеса их внедрение все еще считается обязательным, и требуется быть дешевым, системным и прозрачным. А ведь проблема непрозрачности существовала все предыдущие этапы.

Но клиенты, приходя в банк, зачастую засыпают вопросами: сколькоу вас банкоматов? Не говоря уже о том, есть ли они. И хотя на данный момент, с ростом безналичных расчетов, процент снятия наличных в системах самообслуживания уменьшается,все еще достаточное количество клиентов не воспринимает банковские подразделения без наличия в них банкоматов. Как и сами банки, у которых не имеется собственной терминальной сети. А значит, установка и использование АТМ, терминалов самообслуживания, АДМ будет продолжаться и по сей день.

Проконсультироваться со специалистом

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *